1) Что такое ксеноновая лампа
Фары первых автомобилей были оснащены газовыми (пропановыми) лампами. На смену им пришли вакуумные лампы накаливания, затем галогеновые и газонаполненные лампы.Сейчас пришло время газоразрядных ксеноновых ламп, питаемых специальными блоками управления (контроллерами).Ксеноновая газоразрядная лампа типа D2S® производства фирмы PHILIPS специально разработана как источник света повышенной яркости применительно к автомобильным фарам. В ней световой поток высокой интенсивности получается за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды лампы находятся в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и около 120 атм. в режиме горения) и солями металлов. Ксеноновая лампа имеет цветовую температуру около 4300 градусов по Кельвину (именно Philips(Osram) D2S,устанвливаемые штатно на европейские автомобили) по сравнению с 2800 град.К у стандартной галогеновой лампы. (Для сравнения Солнце имеет световую температуру около 5000 град.К) Проще говоря, цветовая температура является единицей яркости источника света. Чем ближе цветовая температура к 5000, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету. Это объясняет тот факт, что свет ксеноновых газоразрядных ламп имеет голубой оттенок, а обычных галогеновых-желтоватый.Хотя на фоне друг друга лампы с температурой 4000-5400К выглядят желтыми, а голубыми смотрятся лампы с температурой больше 6000К.
2) Срок службы ксеноновых ламп
Если Вы эксплуатируете свой автомобиль так, что 2 часа в сутки ездите со включенными фарами(365 дней в году),то срок службы Ваших ксеноновых ламп составит порядка 4-х лет (средний срок службы ксеноновых ламп D2S ® составляет не менее 2800-3000 часов). Для справки: гарантированный срок службы обычных галогеновых ламп весьма мал и составляет 180-500 часов в зависимости от типа лампы и фирмы-производителя
добавлено в 21:52
3) Безопасность и обзорность ксенонового света
Значительная часть ДТП происходит из-за плохой видимости в темное время суток. Влияние неблагоприятных погодных условий (туман, дождь, снег) еще более осложняет движение и делает его особенно опасным. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно помогают водителю улучшить обзорность. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучёк света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире и дальше. Немаловажным также является то, что "ксеноновый" свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии.
Можно даже сказать,что видимость в дождь и туман тоже улучшается(ксенон "пробивает" туман намного лучше,чем галоген).
4) Температура ксеноновой лампы.
Конечно ксеноновая лампа греется,но.....при потребляемой мощности в 35 Вт в тепло уходит только около 8-9% энергии. А у галогеновой лампы при потреблении минимум 55Вт в тепло уходит около 40%.
Так что ничего там в фаре не перегреется и не расплавится при замене.Smile Мало того,многие клиенты говорят,что если раньше струйный омыватель фар не мог смыть грязь со стекла фары,т.к. грязь сильно высыхала,то с ксеноном фары стали чиститься омывателем намного лучше (т.к. стекло греется меньше,соответственно и грязь меньше подсыхает,и ее(грязь) легче смыть). То же самое можно сказать и про лопающиеся стекла фар. Обычно такое бывает либо с дешевыми азиатскими фарами,которые не расчитаны на наш суровый климат,либо с фарами,куда ставят галогенки повышенной мощности. Поскольку от ксенона стекла греются намного меньше,то проблема исчезает сама собой. Теперь спокойно можно влетать в лужу с горящими фарами,и при выезде Вы не обнаружите трещин на стеклах.
6) Недостатки ксенонового СВЕТА.
- Необходимость в специальном, сложном и дорогом блоке управления.
Ведь сначала надо подать на лампу напряжение около 25000 вольт. Да и потом лампе надо 80 вольт ( с частотой 300 Гц). Автомобильная система электроснабжения сама не в силах обеспечить такие условия работы для лампы.Вот для этого и используютя устройства ,которые кто-то называет "блоками поджига",другие зовут их "баластными блоками" или для краткости "баластами"...или "ксеноновыми блоками" в конце концов.
- Дороговизна самих ламп.
Помимо большой стоимости лампы надо иметь ввиду следующее:в случае замены ксеноновых ламп желательно менять их в паре, поскольку со временем(все лампы белеют примерно через 200 часов наработки.)спектр излучения ксеноновой лампы изменяется. Поэтому все автофирмы(даже такие как АВТОДОМ или АЗР) выдают клиентам бумагу,где черным по белому написано примерно следующее: "все рекламации по спектру свечения принимаются после 200(двухсот) часов наработки." К тому же клиентов сразу предупреждают,что в случае замену только одной лампы,фары его автомобиля будут светить разным светом.
- Ограниченность применения на дорогах общего пользования.
Связано это с тем,что при использовании ксеноновых фар на машине должны быть установлены омыватель фар и автоматический корректор угла установки фар. Именно автоматический,а не гидро- или электро-,которые приводятся в движение от "крутилки" в салоне автомобиля. Потому что только в этих случаях гарантируется отсутствие слепящего эффекта для водителей встречных автомобилей.
15) Блоки розжига. Какие они бывают и чем отличаются.
Сразу оговоримся,что не будем рассказывать о "русском ксеноне" производства Питерской фирмы "СОЮЗ-96". Лучше поговорим об иностанных производителях.
На сегодняшний день авторам известны следующие производители блоков поджига:
Osram
Hella третьего поколения(поставляется теперь только в запчасти)
Hella четвертой генерации(с октября 2002-го года идет на конвееры Опеля,Фольксваген-Ауди,БМВ и Даймлекр-Крайслер).
Bosch
Мацушита
Денсо
Валео
И корейские,китайские и "японские" блоки.
Вот на первых трех и остановимся поподробнее. Все три брэнда принадлежат германским производителям. Блоки OSRAM по своим характеристикам идентичны HELLA. Отличия кроются скорее в совместимости разных блоков с разными лампами. А так они все расчитаны на работу с ксеноновыми лампами мощностью 35 Вт.И наша фирма успешно торгует блокми производства HELLA, OSRAM.
Баластные блоки БОШ и МАЦУШИТА(именно эта компания владеет торговой маркой ПАНАСОНИК) кроме всего прочего объединяет схемотехника(от основного блока идет провод,на котором есть маленький блочок,основной детатью которого является поджигающий трансформатор,кстати Хелла тоже вернулась в двухкомпонентной компоновке. Таким образом высоковольтная часть вынесена за пределы основного блока),благодаря которой эти блоки не так требовательны к длине проводов от блока до лампы. Баластные блоки PIAA просто стОят безумных денег(около 1500 американских рублей за два блока и две лампы),поэтому авторам не удалось даже подержать их(блоки) в руках.
Теперь поговорим о лампах. Изначально ксеноновые лампы первыми начали выпускать немцы... И так было чуть ли не до 2000 года,когда кроме немецких концернов OSRAM & PHILIPS производством автомобильных источников света с использованием ксеноновых технологий занялись наши корейские братья.. Первые попытки азиатских самодельщиков не увенчались устпехом,т.к. надежность блоков(и тем более ламп) не укладывалась ни в какие рамки. Но смекалистые корейцы вскоре сообразили,что можно ведь покупать те же стеклянные колбы на заводах Osram и Philips, и уже к этим колбам лепить свои цоколи и упаковывать в красивые коробочки. Практически все корейские производители сегодня используют за основу изделия двух немецких гигантов Philips и Osram. Не беремся утверждать на все 100%,но наше мнение таков:таким путем немцы ставят эксперименты там,где это можно делать.Попутно обкатывая новые технологии. Ведь не секрет,что именно лампы D2R Филипс самые желтые(4150К),за ними идут D2S(4250К) того же производителя. Практически не отличаются от них лампы Osram (4200K & 4300K соответсвенно ). Зато корейские лампы бывают 5200К,5400К,6000К..и даже появились 7000К( а по слухам и 7500К)..но это тема отдельной статьи .К тому же немцы делают только два вида ламп (D2S & D2R), а вот в Корее к этому вопросу подошли с душой и овоили выпуск ксеноновых ламп с цоколями D2S, H1, H3, H4(HB2), H7, 9004(HB1), 9005(HB3), 9006(HB4), 9007(HB5)... Вот уже и биксенон под Н4 появился.. А рароду-то все мало!! Голубой ксенон подавай!! Вобщем спрос родил предложение,и появились голубые ксеноновые лампы. Сила света у них на 6-7% ниже,чем у ламп с прозрачной колбой. Зато светят "понтово"... ;o)
Весь предыдущий текст касался ламп производства корейской фирмы Eagleye. Но есть еще и другие производители ксеноновых ламп с готовым цоколем. Там ситуация немного отличается от вариантов с Игл. Например лампы Galaxy (6000 и 8000К) и светят немного не так,как Игл,и зажигаются с любым блоком поджига..К слову сказать появились еще и блоки так называемой четвертой генерации. например корейцы начали делать блок,внешне очень похожий на всем известную Хеллу,а Хелла сняла с производства свои блоки третьего поколения,и теперь выпускает совершенно другие блоки(сам блок и поджигатель разнесены в разные корпуса. блок тоньше в два раза по сравнению со старым блоком).
18) Яркость свечения ксеноновых ламп.
Световой поток, излучаемый ксеноновой лампой D2S мощностью 35W почти в два раза интенсивнее по сравнению с обычной штатной лампой накаливания мощностью 55W.
Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, то 55-ваттный галоген - аж 1550 люменов. А ксеноновая лампа выдает "на гора" чуть больше 3000 люменов.И это при меньшей потребляемой мощности.. Но поскольку человеческий глаз лучше всего воспринимает желтый и красный свет,то субъективно с повышением световой температуры,видимость на дороге снижается. Для справки: лампа с температурой в 12000К светит на 5% ярче обычной галогеновой лампы мощностью 55Вт. Мы также часто слышим отзывы от людей,которые поставили себе на машины лампы 8000К или больше. Все расказы примерно одинкаовы: ночью в дождь света на дороге не видно вообще. А в сухую погоду на неосвещенной дороге,все становится как в плохом черно-белом телевизоре-все детали теряются(многие неровности на дороге скрадываются).
Вобщем самые яркие лампы-это с температурой около 4300К. Чем дальше цифра от этих 4300,тем меньше света на дороге вы видите.
И в немецких(и остальных европейских) машинах на заводе ставят лампы со световой температурой от 4250К. А вот в америке больше популярны лампочки 5400к, а в Японии в связи с отсутствием жестких требований к свету,торгуют всем,в.т.ч. и корейскими лампами ,и Филипсами 5000и 6000К.
Правда в галогеновой оптике лампочки 4300К дают желтоватый оттенок(хотя на самом деле и в родной заводской оптике ксенон светит совсем не голубым светом(просто тут невозможно рассказать почему сложился такой стереотип. но на улице мы беремся это даказать на любой машине с заводским ксеноном). Кстати интересное наблюдение: смотришь на машину-фары "желтят", а если смортишь на отраженный свет(от стекол,зеркал,да от той же впереди идущей машины )- и он(свет) смотрится значительно белее. А на трассе все знаки и номера на автомобилях вообще выглядят,как номера на милицейских машинах Smile Хотя про оттенки свечения есть отдельная статейк
19) Почему с голубым ксеноном ничего не видно на дороге?
Чем меньше длина волны (больше частота), тем быстрее свет рассеивается. Самый наглядный пример:
Почему небо голубое, а солнце мы видим днем желтым, при том что оно излучает свет в очень широком диапазоне,а вечером красным?
Потому что свет проходя через атмосферу рассеивается. И первым (из видимого спектра)рассеивается в воздухе
голубой,поэтому небо и голубое. Вечером, уже когда лучам надо проходить еще большую толщу воздуха до нас в
прямой видимости доходит только красный спектр - остальные рассеиваются (но не исчезают).
То же и с фарами. Свет с большей частотой быстрее рассеивается. Особенно когда много отражающих элементов (мокрый асфальт, лужи). Т.к. фары имеют специальную форму луча, то в случае с большей частотой меньше света в составе луча достигают до поверхности и рассеиваемый свет ослепляет глаза самого водителя (не так как встречный, но зрачок реально сужается). Все это и вызывает субъективное ощущение худшего освещения. Но реальность такова, что создать источник излучения с большим световым потоком и малой частотой света очень трудно. Например, сделать лампу накаливания с чисто желтым светом можно только установив фильтр. Фильтр сам по себе уменьшит световой поток. Чтобы увеличить световой поток надо увеличить температуру нити накаливания соответсвенно увеличится частота излучения. Замкнутый круг.
Причем, официально различными организациями сейчас считается, что желтый свет никаких преимуществ не дает, потому что меньшее ослепление глаза может быть вызвано простым уменьшением светового потока из-за фильтра. Именно поэтому французы с 95 года отказались от желтых фар в пользу обычных. Если учесть, что чуствительность глаза максимальна в диапазоне с длиной волны 560-580 нм (практически белый свет с еле заметной желтизной), то и лампы лучше всего ставить такие. Это примерно 4000-4300К цветовая температура. Лампы накаливания с
такой цветовой температурой и без фильтра (который снижает световой поток) практически быть не могут. По заявления, только HIR галогенки вроде достигли этого, но они и стоят как ксенон и только со спец.цоколем. А проблема большего рассеивания (а следовательно попадания назад в глаза) по сравнению с желтым решается более лучшим формированием луча/пучка света.
Практический совет - для современных фар лучше галогенки с прозрачным стеклом (типа осрам, филипс +30%); если фары старые, то возможно галогенки с дихроническим фильтром ("всесезонка" от осрам +30%) будут лучше.Все это же и к ПТФ относится. Но естественно с ксеноном все будет еще лучше видно. Так что если собираетесть выезжать ночью за пределы Садового кольца,то лучше ставить ксеноновые лампы с температурой ну никак не выше 6000К.
www.vectra-Club.ru