Студенты поступают в вуз, чтобы учиться и получать различные специальности. Однако это в большинстве своем – лишь теория. А работодатели оценивают соискателей согласно тому, какие умения они обрели в своей профессии. В том и скрывается юмор нынешней системы образования. Не кажется странным, что если вы стремитесь кататься на велосипеде, вы обязаны провести первые несколько недель в скучном лектории, штудируя принципы посадки, прежде чем крутить педали? Рядовой пример практического обученияКогда папа учит сына ездить на велосипеде, он говорит ему усесться в седло и начать жать на педали. А сам держит транспортное средство сзади, чтобы оно ехало по прямой. Потом отпускает его внезапно, и ребенок падает. Все познается на практике: после ряда попыток мальчишка уже сможет кататься на велосипеде самостоятельно. Никаких учебников, домашних заданий и траты лет на изучение велосипеда в теории. Почему же в институтах нет аналогичного подхода? Отчего студенты чахнут над теоретическими проблемами вместо того, чтобы сконцентрироваться на реальном опыте? Почему бы не позволить преподавателям наставлять их, а ученикам опять и опять переживать неудачу, пока они не достигнут успеха и не накопят важного опыта? В нынешнем мире вуз уже не является насущной необходимостью для обретения знаний и реальных навыков в профессии. Теоретические знания и практические навыкиКогда студенты поступают в колледж, они чаще всего крайне недостаточно знают и о себе, и о своем будущем. Они не всегда лично понимают, какую профессию выбрать, какую сферу осваивать или в чем их призвание. Поэтому, когда молодой человек теряется и сбивается с дороги, он утрачивает целую кучу средств и дополнительные пять лет собственной жизни, чтобы отыскать ответ! А в состоянии ли вы узнать что-то важное без таких больших вложений? Вы когда-то мечтали попробовать себя в роли актера? Посещайте кастинги и знакомьтесь с новыми представителями этой сферы. Желаете узнать больше о IT-технологиях? Окончите профильные курсы и начните программировать. Вас интересуют стартапы? Примкните к стартапу, контактируйте с другими предпринимателями или начните свой личный бизнес! Допустим, вам интересно изучать маркетинг, однако если вы в реальности не работаете в филиале маркетинга какой-либо компании, как вы можете быть в этом уверены? Отправляйтесь волонтером в страну третьего мира. Изучайте иностранный язык. Работайте над перспективным проектом. Устройтесь на стажировку в ту фирму, которой вы не первый день восторгаетесь. Обучайтесь у своего эталона для подражания. Все перечисленное – опыт и освоение умений. А купить диплом в нижнем новгороде можно и позже. Зачем учиться на дневном отделении и ждать долгие годы, пока узнаете, что вас интересует, если вы можете сделать это прямо сейчас? Лучший метод узнать о себе — начать действовать. Самая результативная подготовка к дальнейшей судьбе — заниматься «взрослыми проблемами», а не ходить на работу, принимать на себя больше ответственности, становиться независимым и тому подобное. Способствует ли в этом институт? Наверное, скорее да, нежели нет. Однако если мы посмотрим на стоимость упущенных шансов и прочих альтернатив, окупаемость этих инвестиций в современности смотрится довольно неубедительно. Еще один правильный вопросЕго задают себе многие нынешние студенты: подготовит ли университет к перспективной и высокооплачиваемой работе? Если да, то почему выпускники университетов составляют около 40% безработных во многих странах мира? И почему кое-какие из выпускников по окончании «вышек» поступают на работу, для которой не нужно ВО? Бесспорно, для ряда профессий вуз обязателен. Вы не сумеете стать учителем, врачом или адвокатом без диплома. Но даже в этих сферах, в которых обучение в вузе является обязательным вложением, оно работает только тогда, если вы хотите остаться в специальности до конца жизни. А насколько часто вы слышите истории современников, которые с возрастом сменили сферу деятельности? И как в молодости человек может быть уверен, что собирается заниматься этим же делом всю оставшуюся жизнь? Рынок труда будущегоОн может быть связан с определенными опасностями по двум главным причинам. Мы не в курсе, как будет выглядеть наша работа и что окажется востребованным через 10, 25 либо 50 лет. 25 лет тому мы не ведали, что такое Интернет. Кто знал тогда, что веб-разработка будет такой перспективной профессией. Или что соцсети станут еще одним большим прорывом? Как учителя могли подготовить подопечных к работе, которой еще не было на свете? Молодежь должна осознавать, что в будущем образуются тысячи новых рабочих мест, которые пока никто не открыл. Может быть, в мире будет править виртуальная реальность, крипты будут нашей основной валютой, а общемировая база данных сделает ненужными профессии юристов и бухгалтеров. Могут появиться какие-то абсолютно новые технологии. Мы не в силах предугадать. А когда мы не в курсе, как нам лучше всего подготовиться? Будет ли лучшим ответом потратить четыре-пять лет на освоение теории, когда эти специальности перестанут быть нужными уже в процессе учебы? Возможно, что нет. Оптимальный ответ — развивать умения, которые можно применить к какой угодно дисциплине, такой как управление массами, общение и критическое мышление. Простой пример: мы знаем таких успешных бизнесменов, как Питер Тиль, Рид Хоффман и Пол Грэм – эти люди осваивали философию. Работодатели хотят нанимать соискателей с опытомЕсли бы вы были владельцем бизнеса, хотели бы вы нанять человека, у которого есть опыт работы в нескольких компаниях? Или вы могли бы взять специалиста, что на днях закончил курс в местном университете и не имеет практических умений? Ответ очевиден. Если вы возьмете первого, это сразу станет важным приобретением для корпорации. Излишне упоминать, что такой профи реально поможет вашей компании развиваться. Во втором варианте вам придется обучать сотрудника дополнительно, пока вы не достигнете прогресса. Он знает лишь немногое из того, что есть у практика, но никогда раньше этого не делал – и это намного замедляет его эффективность.